1. ВНИМАНИЕ!!! Старый форум недоступен, ссылки на него не работают!

АБС: общая информация (теория)

Тема в разделе 'ШАССИ', создана пользователем Niomo, 1 фев 2010.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Niomo
    Оффлайн

    Niomo Винговод

    Сообщения:
    118
    Благодарности:
    3
    Азбука

    Большинство автопроизводителей обозначают названия систем безопасности своих автомобилей аббревиатурой. Что означают три-четыре буквы, с гордостью упомянутые в руководстве по эксплуатации машины?

    Скоростные и динамические характеристики современных авто улучшаются в геометрической прогрессии, и эффективно управлять ими становится все труднее. Если человек не успевает отреагировать на возникшую на дороге опасную ситуацию, в действие вступают “умные” электронные системы, которые в считанные доли секунды исправляют ошибку водителя. Большинство из них обозначают разными аббревиатурами, “расшифровку” которых предлагаем вашему вниманию.
    В силу ряда причин, например, из-за отсутствия достаточного опыта или “благодаря” особенностям характера, многие водители не всегда способны точно оценить дорожную ситуацию и отреагировать на ее изменение должным образом. Большинство аварий, вопреки логике, случаются потому, что некоторые драйверы любят от души давить на все педали сразу, тормоза хватают слишком сильно, вследствие чего колеса блокируются и... Кто-то лихачит по мокрому асфальту или поземке, а иные попросту не имеют достаточного опыта вождения. Но зачастую обстоятельства складываются так, что даже опытные и благоразумные водители не в состоянии своими силами предотвратить опасную ситуацию. Именно в такие моменты и нужны электронные системы, помогающие исправить ошибку.
    Инженеры и конструкторы давно работают над созданием тормозных систем, которые бы исправляли оплошности водителя, обеспечивая в любых условиях оптимальное торможение. Родоначальником устройств подобного рода стала ABS — антиблокировочная система, которая “просто” препятствовала блокировке колес при резком торможении. Затем ее функции расширили, и появилась EBD — система, помогающая перераспределять тормозные усилия между передними и задними колесами почти во всех режимах движения. Сегодня многие машины комплектуются ESP, которая предотвращает занос авто
    на любой скорости и на любом дорожном покрытии, корректируя движение в повороте подтормаживанием отдельных колес. Рассмотрим каждую из систем
    в отдельности.

    ABS

    Антиблокировочная система. На ее основе работает вся остальная тормозная электроника. Основной задачей ABS является предотвращение блокировки притормаживаемых колес автомобиля, сохранение его курсовой устойчивости и управляемости. Наличие ABS избавляет водителя от необходимости постоянно контролировать тормозное усилие на педали во избежание блокировки колес, а значит, и снижения эффективности торможения оных. Работает ABS следующим образом: когда колеса заблокировались и машину вот-вот “понесет”, электронный блок несколько раз “отпускает — прижимает” тормозные колодки, благодаря чему колеса проворачиваются. Сегодня необходимость применения этой системы на современных легковых авто признана подавляющим большинством автопроизводителей. Правда, эффективность ABS в значительной степени зависит от ее настройки. При слишком раннем срабатывании система не позволяет колесам в полной мере “отработать” с дорожным покрытием, из-за чего тормозной путь (особенно на скользкой неровной дороге) у машины с ABS может оказаться длиннее.

    HDC

    Система контроля тяги для спуска с крутых и скользких уклонов. Работает примерно по тому же принципу, что и антипробуксовочная: через “удушение” двигателя и подтормаживание колес, но с фиксированным ограничением скорости в пределах 7 км/ч.

    ASR

    Антипробуксовочная система (она же ASC, ETC, ESR, TCS, STC, TRACS), или, как ее еще называют в народе, “трекшн-контроль”, “антибукс”. Назначение системы — обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или при движении в гору по скользкой поверхности. Избежать “прокрутки” колес удается благодаря перераспределению крутящего момента двигателя на те колеса, у которых в данный момент наилучшее сцепление с дорогой. Функции этой системы противоположны функциям ABS. Если сенсоры количества оборотов колес определяют пробуксовку одного из них, то ASR притормаживает его через ABS, одновременно “придушивая” мотор. Система работает на скоростях до 40 км/ч. Для любителей “жечь” резину со светофора в некоторых моделях предусмотрена функция отключения ASR.

    MSR

    Это часть ASR. MSR применяется на переднеприводных дизельных автомобилях для предотвращения блокировки передних колес.
    Система управляет крутящим моментом мотора и полезна в следующих ситуациях: когда колеса слишком сильно скользят, при резком отпускании педали акселератора либо при резком торможении на передаче. Свои функции MSR осуществляет путем воздействия на системы управления топливным насосом высокого давления дизельного двигателя.

    ESP

    Разные автопроизводители называют ее также VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS или VSA. Наиболее сложное устройство, управляющее работой антиблокировочной, антипробуксовочной систем, контролирующее тягу и управление дроссельной заслонкой. Благодаря сложному программному обеспечению ESP объединила достоинства и сгладила некоторые недостатки, присущие ABS, ASR и EBD, а потому на нынешнем этапе она является наиболее совершенной конструкцией.
    Всему “голова” в ESP — блок электронного управления. Он использует информацию от датчиков, которые отслеживают работу мотора и трансмиссии, скорость вращения каждого из колес, давление в тормозной системе, угол поворота руля, поперечное ускорение. Ситуация оценивается, вычисляется усилие торможения для каждого колеса, исполнительные механизмы получают команду. Поскольку процессор ESP связан с блоком электронного управления двигателем, то мощность и обороты коленчатого вала также соответственно корректируются.
    Как это выглядит в реальной жизни? Предположим, машина входит в поворот на слишком высокой скорости, а водитель, осознав, что ошибся и вот-вот окажется в кювете, делает вторую оплошность — например, резко тормозит или чрезмерно выворачивает руль в сторону поворота. Получив информацию от датчиков, ESP выбирает оптимальное для данного случая решение: перераспределить тормозные усилия таким образом, чтобы их максимум оказался приложенным к одному из передних колес, таким образом противодействуя неконтролируемому заносу. При желании ESP можно отключить. Дело в том, что существуют ситуации, при которых она будет не помогать, а мешать. Рекомендуется выключать данную систему при “раскачке” машины, застрявшей в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, при проверке авто на динамометрическом стенде. Для отключения нужно нажать кнопочный выключатель с надписью “ESP” на панели приборов, для включения — повторно нажать на клавишу. При запуске двигателя ESP по умолчанию находится в рабочем режиме.

    EBD

    Электронная система распределения тормозных сил (она же EBV) обеспечивает оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.).
    В основном предназначена для предотвращения блокировки задних колес.
    Необходимость ее применения вызвана тем, что основная нагрузка при торможении ложится на передние колеса, в то время как задние, напротив, разгружаются и могут заблокироваться. Во избежание этого EBD, обработав данные, получаемые от датчиков ABS и датчика, определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормозную систему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорционально нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работы ABS или при несрабатывании последней из-за неисправности.

    EDS

    Система электронной блокировки дифференциала. Благодаря EDS повышается безопасность автомобиля, улучшаются его тяговые характеристики при неблагоприятных дорожных условиях, а также облегчается старт, интенсивный разгон, движение на подъем и эксплуатация авто в сложных погодных условиях.
    Действие аналогично антипробуксовочной системе, работают те же исполнительные механизмы, с той лишь разницей, что ASR “придушивает” двигатель, a EDS — нет.
    Принцип действия системы: получая сигналы от датчиков частоты вращения, имеющихся в ABS, EDS определяет угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного из колес, последнее подтормаживается до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения с небуксующим.
    Это создает эффект, схожий с эффектом механической блокировки дифференциала. Колесо, имеющее лучшие условия сцепления с дорожным покрытием, получает возможность передавать большее тяговое усилие. При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч. EDS включается также при движении задним ходом, однако при прохождении поворотов она не срабатывает.

    И всё же

    В свое время страховые компании США провели анализ дорожно-транспортных происшествий, и оказалось, что автомобили с ABS чаще становятся участниками аварий,
    чем автомобили с обычной тормозной системой. Так, на сухом покрытии отмечено увеличение ДТП на 42%, а на влажном — даже на 65%. Цифры обескураживают. Специалисты считают, что наличие в машине ABS, ESP и других тормозных систем
    с электронным управлением создает у водителя иллюзию безопасности, в результате чего он превышает необходимую скорость, не соблюдает разумную дистанцию до впереди идущего авто. Драйвер не учитывает, что ESP или ABS не создают сцепления с дорогой...
    Еще один вопрос: могут ли электронные системы торможения всегда достоверно распознавать ситуацию?
    Не так давно корреспонденты одного из западных автомобильных журналов во время испытаний внедорожников моделировали неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути вверх; сильное нажатие
    на педаль тормоза, чтобы удержать машину на склоне; включение задней передачи — и мягкий спуск с горы, используя торможение двигателем.
    Все было нормально, пока не пришел черед “джипов”, оснащенных ABS. Внедорожники упрямо скатывались
    с холма, несмотря на то что испытатели выжимали педаль тормоза до упора: небольшое скольжение вниз на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз электронные системы воспринимали как команду разблокировать колеса.
    В результате автомобили не могли удержаться на склоне
    без применения “ручника”. Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если склон достаточно длинный, коллизия приключилась ближе к вершине, водитель растерялся и не включил стояночный тормоз (или же последний не действует), а сзади уже пристроилась какая-нибудь машина. Так что использование электронных систем, в том числе ESP, отнюдь не превращает авто в интеллектуального робота. Во главе по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего “железного друга”.
  2. МВВ
    Оффлайн

    МВВ Винговод

    Сообщения:
    4.684
    Благодарности:
    591
    Адрес:
    Армавир
    Имя:
    Владимир Викторович
  3. edvin
    Оффлайн

    edvin Винговод

    Сообщения:
    1.036
    Благодарности:
    121
    Адрес:
    Московская область г.Луховицы http://travel.drom.
    Имя:
    Андрей (Петрович)
    Re: ABS: общая информация (теория)

    Устройство и работа АБС, видеоролик от ТОЙОТА: http://caraz.ru/social/blog/89.html
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей

Просматривают тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)